Умба между Канозером и Детково 1-10 июня 2001 года.
РАВНОВЕСИЕ-СПЕЦЭКСПЕДИЦИЯ
Рыбалка FREERIDE
НАВИГАТОР FREERIDE

УМБА МЕЖДУ КАНОЗЕРОМ И ДЕТКОВО 1-10 ИЮНЯ 2001 ГОДА.

Юра.В первую очередь огромное спасибо TV за организацию и проведение всех переговоров с принимающей стороной. И егерю Юре за его знания, помощь и всегдашнее хорошее настроение.
Главное - все поймали семгу - даже те, кто были 1-й раз. Это большая редкость, особенно в тех условиях, что мы были. Большая заслуга в этом принадлежит именно Юре.
В аэропорте TV пожелал всем ни хвоста, ни чешуи. "И с его напутствиями мы отправились отбиваться от его пожеланий" (с) Гриша.
Тот остров.Итак условия и место. Умба отличается от многих других рек Кольского тем, что имеет существенно большую температуру воды.Во-первых, она вытекает из Умбозера, во-вторых, ниже протекает через так называемые Капустные озера - широкие длинные и мелкие плесы с темным илистым дном. В результате мы ловили в воде с температурой 14-17 градусов. В это же время в верхней Варзуге температура была 5-7 градусов примерно. Кроме того уровень воды был очень низким - TV, разглядывая мои фотографии, спросил: А это откуда снято? С такого-то островка. А как ты туда попал??? Как, как… Взял и перешел по колено…
Дельта.Ловить мы должны были семгу, которая выходит из Канозера и поднимается вверх по реке. Часть рыбы свежая - "серебрянка" - зашедшая из моря неделю-две назад, часть зимовала в озере и имеет розоватый оттенок - "лошалая". В результате всех этих неприятностей (очень низкая и теплая вода), почти вся рыба скопилась вверху озера и периодически выходила в протоки дельты "понюхать воду". Вода ей не нравилась и она возвращалась в озеро. Но за время нюханья ее можно было поймать. Плюс редкие группки семги все же решались начать подъем и появлялись выше дельты, но редко.
Небо - IМеньшая часть рыбы либо успела зайти в реку и стояла понемногу на течении, либо вяло поднималась вверх. Ближе к концу поездки вся ловля проходила либо в протоках дельты, либо выше Семиверстного порога на перекате за камнями. Капустные озера виновны еще и в мутности воды - ветер поднимает волну - волны муть - рыба этого не любит… Со слов Юры в конце вся рыба вообще стояла вплотную к камням, прячась от мути. Провести блесну перед ее носом было практически невозможно. В результате редкие местные рыбаки не видели ни одной поклевки по несколько дней. Мы же блесен не жалели, проводили их вплотную к камням и таки что-то вылавливали.
Температура воздуха была 25-30. Все дни, кроме одного - солнце, вся ловля по ночам - вода на градус холоднее, небо гораздо красивее. Переход на ночной режим дается легко - белые ночи. Уже через 2 дня никаких проблем нет. Ну и ходьба по камням, болотам тоже способствует здоровому сну в любое время.
Небо  - II1-й день. 1-й опыт ловли на монолеску. Мы были практически 1-й группой в этом году и в этих условиях, поэтому Юра отловил нас с Сергеем, когда мы уже шли ловить и предложил подорожить, чтобы понять где сейчас стоит рыба. Дорожить не очень интересно - Юра сам выбирает места, но очень комфортно - сидишь себе, покуриваешь, разговоры разговариваешь, всяких ондатр и птичек наблюдаешь… бах - поклевка… На этом комфорт закончился - оказалось, что подсечь даже удилищем длиной 3.20 на моно, да с петлей (дорожат зигзагами) очень тяжело. Итого сход у лодки. Обидно - это была моя самая крупная рыба - около 5 кг.
Следом Сергей вылавливает хариуса граммов на 500 на желтый камлупер 11 грамм. В какой-то из дней я специально поставил вертушку, чтобы поймать в дельте хариуса на еду - ни поклевки… Ставлю узкую безымянную колебалку - с 1го заброса вытаскиваю. В спокойной воде хариус вполне активно хватал вертушку, стоит ее только остановить - все видно - идет за блесной - не берет, остановка, блесна начинает тонуть - бросок, хватка. А вот на течении колебалка эффективнее.
Небо   - III
А дорожил я на рапаловскую миноу спун с тройником 14 грамм - любимую Юрину блесну - он говорит, что "она правильно играет". Может быть. Вообще я считаю, что рыба возьмет любую блесну, если в принципе готова взять.
Продолжаем дорожить - вторая поклевка - рыба меньше и без особых проблем вытаскиваю - около 3 кг - стандарт - большинство рыбы было такой. Но она блестит на солнце (ни один снимок не передает цвет полосы вдоль тела - это надо видеть! У серебрянки эта полоса голубого цвета, у лошалой с фиолетовым отливом) и прыгает! Как она прыгает… Не судак в общем…
Плес.
Следом Сергей вытаскивает такую же - и отпускает - 1я семга в жизни. Ему и воздалось за это позже. Потом у меня еще одна поклевка и тут же сход со свечи - не жалко - это очень красиво. Да и сделать ничего не успеваешь…
Возвращаемся в лагерь. Насколько я помню, никто в 1й день не поймал, поэтому мы принесли хорошие новости - рыба есть и она берет. Тогда рыба еще стояла на плесах, вода была 14 градусов. Потом вода прогрелась еще и рыба ушла.
Прочие дни смешались и подзабылись, поэтому хронологию соблюдать не буду.
В общем, рыбалка "трудовая" (другое любимое Юрино слово) - мы ходили примерно по 5 км вниз и столько же + заброска на лодке вверх - выше Семиверстного порога. И вот Юра отвез нас с Сергеем к концу порога и мы пошли вверх. Собственно порог выше, а ниже его - длинная шивера, которая сужается, поворачивает и бьет в обрыв высотой метров 20. Под обрывом глубоко, наш берег совсем мелкий. Место интересное - бреду сколько могу и начинаю облавливать границу струи на ее повороте ("прокидывать", "прокидывается отсюда и до обеда" (с) Юра). Сразу же поклевка и через несколько секунд сход. Это единственный сход у меня при нормальной ловле с берега. При 10 пойманных семгах + морская кумжа + хорошая местная кумжа + хариусы и кумжи поменьше. Это главный вопрос, появившийся после поездки - почему у остальных сходов и обрывов больше, чем пойманных рыб? Исключение - Сергей - 4 поклевки - 4 рыбы, один выстрел, один труп (с) Беринджер.
Ладно, весь день (или ночь - уже не помню) впереди - еще поймаем… Посередине Семиверстного порога. Проходим половину пути вверх, останавливаемся отдохнуть посередине порога - тропа вывела прямо к реке. "Прокидываю" участок - видны камни, ниже довольно мощная струя с поворотом - интересное место. Даже более чем - потому как поклевка на совсем ровном участке - никаких камней, ямок и прочего не видно - просто ровный поток. Те же 3 кг примерно. Сейчас хочется написать - рутина, но тогда все было радужнее.
Следующее место - слив Семиверстного порога - знакомо по прошлому году - место хорошее… но при нормальной воде. При низкой струя разрушилась, качественная проводка не получается. Перемещаюсь по чуть-чуть туда-сюда, пытаясь выбрать точку - никак... Боковым зрением замечаю перемещение Сергея, Рекорд Сергея. поворачиваю голову - он спокойно выходит из воды… но задом… а спиннинг согнут. Потом я вижу плавник над водой и думаю: "Ща его съедят - натуральная акула".
Все обошлось, и Сергей поставил рекорд всей поездки - 7 кг. Причем рыба была на удивление спокойной, правда, она (он - лошалый самец) зашел в реку осенью - темный. А вот в октябре прошлого года он весил 9-10 кг, был ослепительно белым, и мало никому не показалось бы.
Второй раз в этом месте и выше. Поймали по стандартной рыбе, и к нам присоединился Гриша. Поглядел ГПотом пошли пить чай.риша на это место, на ширину реки и говорит: Что Вы паритесь всякими легкими блесенками, вот ща я кастмастер повешу и кааак перекину всю реку…
Перекинул почти. И засадил в камни (тот берег мелкий совсем). А дальше был цирк - подергал он, подергал, да и отцепил. Тройник надо проверить - вот Гриша и подматывает с максимальной скоростью, а кастмастер прыгает по поверхности. Прыгает себе, прыгает, вдруг из-за камня вылетает семга и кааак долбанет по блесне. Причем уже близко блесна была. Немая сцена. Заброс туда же. Все повторяется. Сцена уже не немая, а с вкраплениями всяких слов. 3й заброс - видимо слова помогли - она наконец садится. Потянула на 5 кг и оказалась бойцом, хоть и лошалая. Поди их разбери - ловишь с одного места и серебрянку и прошлогоднюю - ведут себя непредсказуемо. Одна чуть спиннинг мне не поломала - глубина метр, а потом и вообще 30 см, где я ее утомлял. Так она сначала изображала летучую рыбу - прыгнет и летит над самой водой метра 3-4, а потом на мели бегала, бегала, да и между ног моих рванула - спиннинг в дугу и тюльпан со страшным звуком в камни каааак врежется. Вот зараза думаю - там же леска - порежется - сама, дура, помрешь потом с блесной (садились все намертво, выплюнуть не удастся), а мне тюльпан расколешь. Потихоньку вывел таки, все проверил - обошлось.
В другой раз Гриша был там же без меня, поэтому ему слово. Гриша: "Стою на камне посередине реки. Взяла у меня семга ближе к той стороне на границе струи возле камня, я ее пытался подтащить естественно ближе к себе, а она носилась, то вверх, то вниз по реке и несколько раз вылетала из воды. Я крикнул ВВ. У него была камера. Кто-то кричал "Прыгай с камня!", так как уже третья попытка завести ее на камень заканчивалась неудачей. Но прыгать с камня не отелось поскольку глубина у камня была критической для моих вейдерсов, но пришлось. После этого я в очередной раз ее подтащил к камню и аккуратно поднял рыбину на камень - победа! В ней оказалось 3 кг.
Потом пошли пить чай. Я снова вышел на реку забравшись на середину реки. После нескольких забросов последовала еще одна поклевка. После нескольких рывков рыба пошла вниз. В этот момент я крикнул нашему оператору "Снимай!" Еще рывки. Рыба пошла вниз, удержать ее было очень тяжело и она где-то перерезала леску о камень. Камера запечатлела только "… - оборвала!"
Небо  - IV
Ребята решили пойти обратно на базу. А я после неудачного вываживания своей семги, не потеряв надежды, снова ринулся в бой. Проводив народ, я вышел на реку. Сделал буквально пять забросов и у меня снова села рыба и после нескольких свечей и непродолжительного сопротивления ее все-таки подтянул к берегу. Я стал перемещаться вверх, продолжая кидать блесну, но поклевок долго не было. Чуть выше реки Еловой мне понравилось одно место, где я потерпел полное поражение. За три заброса у меня было две поклевки. Все поклевки были ближе к той стороне реки. Первая рыба взяла на черноспинку, умело раскрашенную дуэтом дядя Володя - Олег (огромная благодарность за поддержку боеприпасами!). Подтащил ее с той стороны ближе к себе - бросок вниз, но я сумел ее удержать. При первых же рывках она вылетела из воды. Такой красоты я никогда не видел. Ее бело-голубой бок поразил меня своим внушительным размером. Мощная, неплохих размеров рыба - примерно килограмм пять, а может и больше. Она пролетела над водой как дельфин- голова вверху, а хвост внизу буквально несколько секунд! Такой красоты я никогда прежде не видел. Подтащив ее к берегу. Она снова пошла вниз, и я ее не смог удержать. Она стала биться головой о камни, чтобы освободится от моей блесны. И ей это удалось. Она ушла вместе с блесной.
Небо  - V
Привязав кастмастер, кинул в тоже место. И на втором забросе снова села. Рыбу я с трудом я подтащил к ближайшей границе струи, то есть метров на 25-30 от меня. Вторая рыба оказалась умнее, чем ее ловивший рыболов. Она рванула вниз. Я решил исправить свою ошибку. Но результат опять тот же. Она пошла вниз. Я ослабил тормоз. Постояв пару секунд, и посмотрев как она шустро уходит леска с моей катушки, я решил выскочить из воды и бежать следом за ней. Пробежав метров 100 как спринтер, я все таки ее опередил, хотя и говорят, что рыба развивает в воде скорость до 50 км\час! Я бежал еще быстрее. Но инстинкт самосохранения рыбы, а так же ее более насыщенная серым веществом черепная коробка, чем моя, сыграли свою роль. Она спряталась за камнем в яме. Я все таки смог ее от туда выманить резкими причмокиваниями и словами "Иди сюда, зараза!". Но здоровья у нее было больше, и она снова пошла вверх по струе. Я уже затянул тормоз, но не сильно. Она уходила вверх, там ей видимо попался подводный камень, о который она как лезвием бритвы опять режет леску. После чего я привязал еще одну блесну, и провел артобстрел этого участка реки, но больше поклевок не было.
Район реки Еловая.
Я решил спуститься ниже по течению реки. Забрался опять на середину реки и начал перемещаться по течению в сторону лагеря. При одном из забросов той же черноспинки произошла снова поклевка! Она взяла очень близко от меня, и я подтащил ее к ногам, только в последний момент поняв, что это семга. А она видимо так и не смогла понять, что она съела блесну. Рыба опять сошла. И я решил покончить на сегодня с рыбалкой, да и Юра на лодке ждал меня ниже по течению в конце Семиверстного порога. Этот был один из самых насыщенных поклевками и эмоциями дней".
В следующий раз мы пошли в дельту (это я там на фото бреду). Дошли (я там 1й раз был - никак не мог точку правильную выбрать). А Гриша сразу встал куда надо и как начал ловить - одну, другую…
В Дельте.А вот 3-я оказалась поболее. Долго воевала, но там особо не побегаешь - глубокий участок очень небольшой, а со всех сторон мель 30 см. Утомил ее Гриша, вывел на мель, пора бы на камни с разбега выводить, ан нет - не может приподнять ее - только голова, говорит, над водой а дальше не могу - палка вот-вот сломается. Два раза подводил к берегу. А рукой страшно брать - здоровая - вырвется, да и невозможно было к ней подойти - все попытки заканчивались новыми уходами на струю. Ну и она поглядела на все это, слов послушала разных, рванула последний раз и порвала леску…
Мы еще приходили в дельту с переменным успехом (однажды я поймал 4 штуки за ночь), и однажды Гриша, прокидав все места с нулевым результатом, пошел дальше к озеру по протоке.
1-ая рыба той ночью.Гриша: "Прокидав все перспективные места, в которых всегда попадалась рыба, после трех сходов, я пошел в одну из проток. Протока была очень глубокая, и пейзажи красивые. У берега глубина достигала сразу 3 метра. По слухам там семги было очень мало. Но она явно присутствовала. Был один выход семги за блесной, но язи, которые гонялись за приманками, успевали первыми. Они спокойно ели 10 см медную колебалку. Повторяю, что вода была очень прозрачна и просматривалась до 4 метровой глубины. 1-ая рыба той ночью.В этой протоке я уделил внимание ловле язя, который ходил стаями и самые ушлые из них быстро оказывались на крючке. Минимальный вес язей был 1.3 кг! средний около 1.5 кг. Так же попадались окуни. Они тоже выходили стаями. Вес окуня был около 500 граммов. В промежутках, но значительно реже попадался хариус. Все это на тяжелую медную колебалку. Все вертушки остались на базе.
2-ая рыба той ночью.Язь клевал при погружении блесны. Он бил очень резким ударом и садился на все три крючка. Приноровившись, я стал совершенствоваться в ловле язя. Делал 5-10 оборотов катушки и останавливал блесну. Блесна погружалась, и садился очередной язь. Малиновые плавники и все такое. Классно! А так же время от времени попадалась щука. Вес ее был от 2.5 кг до 6 килограмм! Один такой экземпляр я очень долго не мог подвести к берегу. Подтащив ее к берегу, я побоялся брать ее руками, так как ее огромная зубастая пасть не внушала мне доверия. Она не являлась целью рыбалки, поэтому я решил поднять ее из реки за воблер!? Она попалась сразу на два тройника. После чего, подняв ее на половину из воды за 11 сантиметровый "джоинтед рапала", на обоих тройниках разогнулись по два крючка! И щука, махнув на прощание хвостом, растворилась в глубине. Эта щука была порядка 6 кг. Проведя на этом участке реки часов шесть, я поймал около 30 язей, 15 окуней, 5 хариусов, 5 щук. Взял в лагерь только 1 щуку и семь язей, пару окуней и одного хариуса. Остальную рыбу отпустил. После этого я решил снова заняться семгой. Дойдя до семужьих мест, до основной струи реки, я встретил там своего приятеля. Он уже поймал на этот момент две семги!
2-ая рыба той ночью. 2-ая рыба той ночью.
Попили чаю. Я вышел снова на реку. Заняв выгодную в плане ловли позицию. Немного позже я поймал одну семгу и снова пошел пить чай". Конец Гришиного рассказа.
А потом язь, щука и окунь стали подниматься выше и подошли вплотную к протокам. Кислорода стало не хватать в озере. То есть настолько вплотную, что с одной точки можно поймать любую рыбу, какую захочешь - кидаешь вверх, в струю протоки - там семга, кидаешь поперек и снос вниз по началу спокойной воды - хариус, язь, окунь, кидаешь вниз в спокойную воду - щука.
Гришины достижения. В Дельте.
Улов.Кроме семги в реках Кольского есть еще одна рыба, которая заходит на нерест из моря - кумжа. Проходная или морская кумжа, Sea trout. По силе даже превосходит семгу, особенно если учесть, что она не прекращает питаться в реке и форму не теряет. Она может позволить себе просто стоять в струе и пожирать мальков семги - сил хватает (либо она стоит под струей и выскакивает - точно сказать трудно). Морская кумжа.Я сначала думал - это хариус сбивает хвостом веснянок, оказалось кумжа бьет покатников и ест их. Над водой вдруг появляется хвост и раздается шлепок. И вот стою я как-то, ловлю. Шлепки слышны достаточно регулярно. Поклевка, подсечка и я подумал наконец-то серьезная рыба - она пошла вниз и успела смотать метров 20 лески прежде чем я остановил ее. Пришлось затягивать фрикцион. Минуты через 3 я поднял ее к поверхности и испугался - мне показалось, что это грудной плавник. Оказалось это хвост морской кумжи - очень удачно я ее подсек - прямо в верхний луч. Всего 1.7 кг оказалась, но ощущения были намного сильнее.
Был среди нас один единственный нахлыстовик - Андрей. Дельта - это нахлыстовый рай, и, надеюсь, Андрей почувствовал это. К сожалению больше про нахлыст мне сказать нечего, поэтому все вопросы либо TV, либо спрашивайте Андрея в конференции.
Андрей. Андрей.
Снасти: в очередной раз себя с лучшей стороны показали Wild River от StCroix 259 см до 35 граммов и Black Night Hawk от Fenwick до 38 граммов. Катушки Twin Power 4000 Shimano, Team Daiwa 3000 и 2500 и 2000й Zauber от Ryobi. Про мульты, которыми ловили некоторые наши товарищи, ничего сказать не могу - по-моему мульт там не нужен. Особенно при ловле блеснами 10-20 грамм.
Я наконец как следует обновил свой новый спиннинг из морского бланка от Angler`s длиной 320 см, до 84 граммов - весьма доволен - параболик позволяет легко бросать и 10 грамм, рыбу "держит" хорошо, длина позволяет легко обводить камни и управлять рыбой.
Впервые ловил монолеской. По советам профи купил Shimano Technium 0.3 мм - вполне, хотя на узле держит не больше 6-7 кг - маловато. Да и не заметил я особой, рекламируемой стойкости к камням. Сечется очень заметно. Радикального средства борьбы с порезами лески о камни, похоже, нет - надо чаще проверять и перевязывать посеченые куски.
Учитывая, что в этот раз заброс в основном недалекий, мелко, блесна чаще легкая, моно оправданнее - амортизирует рывки на коротких дистанциях. С подсечкой проблем нет. При забросе на 70-100 метров лучше плетенка - подсечка надежнее.
Приманки.
Приманки: традиционно хорошо работали Minnow Spoon с тройником от Rapala, Kamlooper и Kastmaster от Acme и Rasanen от Kuusamo. Кроме того, опять порадовала безымянная отечественная блесна. Черноспинка и отечественная Тоби, как обычно - стабильно на хорошем уровне. Но Тоби Салмо (шире и короче) - лучше!
Слева направо: миноу спун 21 г, камлупер 21 г, черноспинка, тоби, безымянная, рясанен 10 г.